22.12.2024, Воскресенье

О социальной поддержке престарелых и лиц с инвалидностью, а также дальнейшем развитии системы домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват»

Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проведена широкомасштабная работа по формированию эффективной системы государственной поддержки слоев населения, нуждающихся в социальной защите.

В частности, за последние четыре года в 27 медико-социальных учреждениях выполнены работы по строительству и реконструкции на 267,2 миллиарда сумов и создано 1 327 койко-мест, соответствующих современным требованиям.

Число престарелых и лиц с инвалидностью, прошедших оздоровление в санаториях, достигло 43 тысяч человек и увеличилось на 20 процентов, перечень бесплатно выдаваемых одиноким, нуждающимся в посторонней помощи престарелым и лицам с инвалидностью основных продуктов питания и средств гигиены расширился с 15 до 19 наименований, видов протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, бесплатно выдаваемых лицам с инвалидностью, – с 22 до 27 единиц.

Приняты меры медико-социальной реабилитации и психологической поддержки 1 024 жертв торговли людьми.

Вместе с тем наличие недостатков и проблем в деятельности учреждений по оказанию медико-социальных услуг препятствует эффективному решению задач, направленных на дальнейшее совершенствование системы государственной социальной помощи, оказываемой престарелым и лицам с инвалидностью. В частности:

первое, недостаточно сформирована система эффективного управления оказанием медико-социальных услуг лицам, взятым на государственное попечение в домах-интернатах «Саховат» и «Мурувват»;

второе, качество профилактики инвалидности и службы медико-социальной реабилитации не достигает требуемого уровня;

третье, сохраняется ряд проблем в состоянии материально-технической базы медико-социальных учреждений в части создания благоприятных условий престарелым и лицам с инвалидностью;

четвертое, не отвечает современным требованиям система материального стимулирования работников в медико-социальных учреждениях;

пятое, не организованы на системной основе духовно-просветительские и культурные мероприятия в медико-социальных учреждениях;

шестое, не на должном уровне качество мер медико-социальной реабилитации и психологической поддержки жертв торговли людьми.

В целях дальнейшего совершенствования системы государственной социальной поддержки престарелых и лиц с инвалидностью, внедрения новых подходов в реализацию современных механизмов социальной защиты и медико-социальной помощи:

1. Образовать Агентство по развитию медико-социальных услуг Республики Узбекистан (далее – Агентство) и его территориальные подразделения на базе Агентства медико-социальных услуг
при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных подразделений.

2. Установить, что:

Агентство является уполномоченным органом государственного управления в сфере оказания медико-социальных услуг престарелым, лицам с инвалидностью и другим слоям населения, нуждающимся
в социальной защите;

Агентство в своей деятельности подчиняется и подотчетно Кабинету Министров;

директор Агентства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.

3. Передать в систему Агентства:

а) дома-интернаты «Саховат» и «Мурувват», Национальный центр реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью, региональные реабилитационные центры для лиц с инвалидностью, санатории и пансионаты для ветеранов войны и труда, Республиканскую инспекцию медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения, Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми;

б) внебюджетный Фонд поддержки домов-интернатов «Мурувват» и «Саховат», а также Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения.

4. Определить, что:

а) основными задачами Агентства являются:

реализация единой государственной политики в сфере оказания медико-социальных услуг престарелым, лицам с инвалидностью и другим слоям населения, нуждающимся в социальной защите;

организация и управление деятельностью медико-социальных учреждений, в частности домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват», по оказанию услуг престарелым и лицам с инвалидностью;

осуществление координации деятельности и методического руководства государственными органами и организациями по оказанию медико-социальных услуг престарелым, лицам с инвалидностью и другим слоям населения, нуждающимся в социальной защите;

организация проведения научных исследований и оказание содействия в подготовке специалистов в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;

организация деятельности по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации нуждающихся лиц;

проведение анализа и осуществление мониторинга эффективности оказания медико-социальных услуг, основываясь на передовом зарубежном опыте и тенденциях современного развития;

осуществление организационно-методического руководства деятельностью службы медико-социальной экспертизы и реабилитации лиц с инвалидностью;

осуществление координации системы медико-социальной реабилитации и психологической поддержки жертв торговли людьми;

организация исполнения актов законодательства о правах лиц с инвалидностью;

б) основными задачами домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват» являются:

оказание социальных услуг, оздоровление и поддержка, создание благоприятных условий для получения престарелыми и лицами с инвалидностью качественной медико-социальной помощи;

обеспечение социально-правовой защиты престарелых и лиц с инвалидностью;

социальная адаптацияобучение профессиям лиц с инвалидностью, в том числе детей, исходя из их интересов;

оказание первичной медицинской помощи, проведение диспансеризации два раза в год с привлечением высококвалифицированных специалистов системы здравоохранения, организация планового оздоровления в санаториях и лечения в специализированных стационарах престарелых и лиц с инвалидностью;

обеспечение престарелых и лиц с инвалидностью протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации (слуховыми аппаратами, инвалидными колясками, тростями, костылями, приспособлениями для ходьбы), средствами личной гигиены;

постоянное совершенствование медико-социальных услуг, оказываемых престарелым и лицам с инвалидностью;

обеспечение активного участия престарелых и лиц с инвалидностью в культурной жизни посредством организации духовно-просветительских и культурных мероприятий, в том числе концертных программ;

организация посещений достопримечательностей и мест паломничества страны престарелых и лиц с инвалидностью;

воспитание у молодежи чувства уважения к престарелым посредством проведения культурно-просветительских мероприятий
с участием образовательных учреждений и негосударственных некоммерческих организаций;

в) основными задачами Республиканского реабилитационного центра по оказанию помощи жертвам торговли людьми являются:

создание условий для благоприятного проживания и личной гигиены, обеспечение питанием, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения жертв торговли людьми;

изучение и внедрение в практику передовых методик зарубежных государств в сфере социальной адаптации жертв торговли людьми;

оказание содействия в обучении профессиям и обеспечении трудоустройства жертв торговли людьми исходя из их интересов;

организация широкомасштабной предупредительно-профилактической работы совместно с негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации;

оказание содействия в социальной реабилитации жертв торговли людьми.

5. Утвердить:

«Дорожную карту» по совершенствованию медико-социальных услуг, оказываемых государством, предусматривающую повышение качества медико-социальной реабилитации, организацию на системной основе духовно-просветительских и культурных мероприятий, привлечение частного сектора к системе оказания медико-социальных услуг на условиях аутсорсинга, повышение квалификации и профессионального мастерства и совершенствование системы материального стимулирования работников системы оказания медико-социальных услуг, согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по укреплению материально-технической базы медико-социальных учреждений, предусматривающую проведение в 35 учреждениях работ по строительству и реконструкции на 428 миллиардов сумовоснащению мебелью и техникой 
на 40 миллиардов сумов, организацию, а также проведение благоустроительных и озеленительных работ, согласно приложению № 2.

Возложить персональную ответственность на руководителей Агентства, министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента за своевременное и качественное выполнение задач, определенных в «дорожных картах».

6. Повысить начиная с 1 апреля 2021 года:

а) должностные оклады следующих работников домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват», а также Республиканского пансионата для ветеранов войны и труда:

руководителей и врачей – в 1,5 раза;

среднего и младшего медицинского персонала – в 2 раза;

всех других работников – в 1,2 раза;

б) должностные оклады работников центрального аппарата Агентства – в 1,5 раза, территориальных управлений и районных (городских) отделов Агентства, центрального аппарата и территориальных комиссий Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы – в 1,2 раза;

в) с 10 процентов до 20 процентов – минимальный размер ежемесячной пенсии, выплачиваемой на личные расходы одиноких пенсионеров, проживающих в домах-интернатах «Саховат» и Республиканском пансионате для ветеранов войны и труда.

7. Министерству финансов совместно с Агентством:

а) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о внесении изменения в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год», предусматривающего выделение дополнительных средств из Государственного бюджета
на 2021 год на расходы, связанные с повышением размеров должностных окладов работников домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват», Республиканского пансионата для ветеранов войны и труда, центрального аппарата, территориальных управлений и районных (городских) отделов Агентства, центрального аппарата и территориальных комиссий Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы, а также предусмотреть указанные средства при формировании Государственного бюджета на 2022 год;

б) принять меры по поэтапному увеличению в 2022–2024 годах объема средств, выделяемых на обеспечение питанием, средствами личной гигиены и лекарственными средствами престарелых и лиц
с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах «Саховат» и «Мурувват», а также финансированию полного обеспечения их средствами личной гигиены за счет выделения дополнительных средств из местных бюджетов в 2021 году.

8. Министерству экономического развития и сокращения бедности и Министерству финансов совместно с Агентством, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента принять меры по включению в формируемую Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2022 год и последующие годы объектов, строительство и реконструкция которых предусмотрены «Дорожной картой» по укреплению материально-технической базы медико-социальных учреждений.

При этом в проектно-сметной документации строительства и реконструкции медико-социальных учреждений предусмотреть оснащение медицинским, физиотерапевтическим и спортивным оборудованием, необходимым для деятельности указанных учреждений.

9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

в десятидневный срок в целях оперативного решения существующих проблем закрепить хокимов соответствующих районов (городов) и их заместителей за домами-интернатами «Саховат» и «Мурувват»;

в месячный срок совместно с Агентством изучить условия в каждом медико-социальном учреждении, утвердить и обеспечить исполнение региональных планов мер по строительству дополнительных, капитальному ремонту и оснащению действующих зданий, обеспечению подъемными платформами для лиц с инвалидностью, а также созданию
и обогащению фонда библиотек медико-социальных учреждений;

в трехмесячный срок обеспечить укрепление материально-технической базы всех территориальных подразделений Агентства путем выделения соответствующих зданий (помещений), мебели, компьютерной техники и средств связи;

совместно с Министерством финансов в срок до 1 мая 2021 года выделить средства, необходимые для обеспечения каждого дома-интерната «Саховат», санатория для престарелых и лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда экскурсионными автобусами, за счет дополнительных источников местных бюджетов;

совместно с Государственным комитетом по развитию туризма на постоянной основе организовывать посещения достопримечательностей и мест паломничества республики для престарелых граждан, проживающих в домах-интернатах «Саховат», за счет средств местных бюджетов путем заключения договоров с туроператорами и турагентами
в установленном порядке;

обеспечить выделение необходимых средств за счет дополнительных источников местных бюджетов для поэтапного оснащения медико-социальных учреждений необходимым медицинским и иным оборудованием в 2021–2024 годах;

принять меры по организации периодического патронажа и оказания социально-бытовых услуг одиноким престарелым и ветеранам, проживающим в своих домах и нуждающимся в посторонней помощи.

10. Хокимияту города Ташкента обеспечить в Республиканском пансионате для ветеранов войны и труда:

в месячный срок совместно с Агентством и Министерством финансов создание отделения физиотерапии и обновление имеющегося в пансионате медицинского оборудования и инвентаря;

в 2021–2022 годах за счет дополнительных источников местного бюджета строительство нового здания для проведения культурно-просветительских мероприятий и создание на территории, прилегающей к пансионату, парка культуры и отдыха «Нуронийлар».

11. Государственному комитету по лесному хозяйству
в двухмесячный срок обеспечить посадку декоративных и фруктовых деревьев, озеленение и благоустройство территории домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват», санаториев для ветеранов войны и труда, а также центров реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью.

12. Агентству в трехмесячный срок:

а) утвердить порядок введения в медико-социальных учреждениях оказания дополнительных и вспомогательных услуг (приготовление пищи, стирки, уборки, технического обслуживания, информационно-коммуникационного обеспечения и других) на условиях аутсорсинга;

б) утвердить порядок оказания платных услуг в медико-социальных учреждениях, при этом предусмотреть:

внедрение в домах-интернатах «Саховат» и «Мурувват» таких видов оказания платных медико-социальных услуг, как дневное посещение и интернатная система (приход до 6 дней в неделю) на договорной основе;

порядок направления средств в размере двух процентов платных услуг, оказываемых медико-социальными учреждениями, на внебюджетный счет Агентства.

13. Министерству здравоохранения:

а) обеспечить бесплатное повышение в образовательных учреждениях и медицинских центрах системы Министерства здравоохранения квалификации врачей и среднего медицинского персонала, работающих в медико-социальных учреждениях;

б) провести бесплатный медицинский осмотр работников медико-социальных учреждений в медицинских учреждениях системы Министерства здравоохранения;

в) совместно с Агентством в месячный срок утвердить план мер, направленный на коренное улучшение системы медицинской реабилитации, а также проведение углубленного медицинского осмотра и оздоровление престарелых и лиц с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах «Саховат» и «Мурувват».

При этом предусмотреть регулярную оценку показателей здоровья на основе отдельной программы, налаживание системы закрепления, бесплатного лечения и оздоровления престарелых и лиц с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах «Саховат» и «Мурувват»,
в специализированных научно-практических медицинских центрах;

г) совместно с Агентством в двухмесячный срок пересмотреть и утвердить перечень лекарственных средств, получаемых для лечения больных, проживающих в домах-интернатах «Мурувват».

14. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству высшего и среднего специального образования обеспечить выделение в 2021–2024 годах целевых квот в высших образовательных учреждениях республики для получения высшего образования социальными работниками, осуществляющими деятельность в районных (городских) отделах по развитию медико-социальных услуг.

15. Одобрить предложение Федерации профсоюзов Узбекистана и Агентства об организации один раз в год начиная с мая 2021 года бесплатного оздоровления в санаториях страны престарелых и лиц
с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах «Саховат» и Республиканском пансионате для ветеранов войны и труда, за счет средств Федерации профсоюзов Узбекистана.

16. Агентству совместно с Федерацией профсоюзов Узбекистана:

в месячный срок – утвердить график оздоровления в санаториях в 2021 году престарелых и лиц с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах «Саховат»;

ежегодно в срок до 1 октября – утверждать график оздоровления в санаториях престарелых и лиц с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах «Саховат» и Республиканском пансионате для ветеранов войны и труда, на следующий год.

17. Закрепить медицинские учреждения, средние, профессиональные и высшие образовательные учреждения за медико-социальными учреждениями согласно приложению № 3.

18. Агентству в двухмесячный срок:

совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования, Агентством по делам молодежи – организовывать и проводить в закрепленных медико-социальных учреждениях встречи-беседы «двух поколений»различные культурно-просветительские мероприятияпосещения престарелых учащимися 10–11-х классов средних общеобразовательных школ, студентами профессиональных и высших образовательных учреждений
и молодежью, а также часы «духовности престарелых» в образовательных учреждениях с приглашением престарелых;

совместно с Министерством здравоохранения – организовать проведение осмотров врачами территориальных медицинских учреждений и республиканских специализированных научно-практических медицинских центров и оздоровление в закрепленных медико-социальных учреждениях;

совместно с Министерством культуры, Союзом писателей, Творческим союзом журналистов – утвердить и организовать исполнение плана-графика проведения в медико-социальных учреждениях концертных программ, духовно-просветительских и культурных мероприятий в течение всего года.

19. Ввести начиная с 1 апреля 2021 года в домах-интернатах «Саховат» и «Мурувват» системы Агентства одну штатную единицу библиотекаря, независимо от числа проживающих.

20. Агентству:

а) совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок утвердить требования по оснащению библиотек Республиканского пансионата для ветеранов войны и труда, домов-интернатов «Саховат»
и «Мурувват» компьютерной техникой и иными видами организационной техники, мебелью, включая специальную мебель, а также соответствующим библиотечным оборудованием.

При этом уделить особое внимание обеспечению читальных залов специальным компьютерным оборудованием и иными дополнительными средствами оказания услуг престарелым и лицам с инвалидностью;

б) в срок до конца 2021 года обеспечить фонды библиотек Республиканского пансионата для ветеранов войны и труда, домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват» 100 лучшими произведениями (бестселлерами) национальной и мировой литературы, периодическими изданиями (газетами и журналами);

в) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечить подключение к всемирной информационной сети Интернет и доступ библиотек Республиканского пансионата для ветеранов войны и труда, домов-интернатов «Саховат»
к электронным ресурсам Национальной библиотеки.

Установить, что пополнение фондов библиотек и дополнительные меры по укреплению материально-технической базы Республиканского пансионата для ветеранов войны и труда, домов-интернатов «Саховат»
и «Мурувват» осуществляются за счет бюджетных средств, выделяемых на данные цели, а также в рамках иных источников, не запрещенных актами законодательства.

21. Агентству совместно с Министерством здравоохранения, Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования, Агентством по делам молодежи, Министерством культуры, Союзом писателей, Творческим союзом журналистов, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента утвердить и осуществлять мониторинг исполнения годового плана работы медико-социальных учреждений.

22. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций обеспечить регулярное, системное и широкое освещение среди населения целей и задач настоящего Указа по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки престарелых и лиц с инвалидностью в печатных и электронных средствах информации, в том числе всемирной информационной сети Интернет.

23. В целях исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, возложить персональную ответственность на:

директора Агентства – за развитие медико-социальных учреждений, обеспечение реализации прав престарелых и лиц с инвалидностью;

министра здравоохранения Хаджибаева А. – за организацию работы по оздоровлению престарелых и лиц с инвалидностью в медико-социальных учреждениях;

министра народного образования Шерматова Ш., министра высшего и среднего специального образования Тошкулова А. и директора Агентства по делам молодежи Саъдуллаева А. – за организацию посещений престарелых и лиц с инвалидностью, проживающих в медико-социальных учреждениях, а также воспитание молодого поколения в духе уважения и заботы о престарелых;

Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за качественное и своевременное выполнение работ по строительству и реконструкции, подключение
к внешним инженерно-коммуникационным сетям и благоустройство территории медико-социальных учреждений, а также организацию регулярных посещений для престарелых достопримечательностей и мест паломничества страны.

24. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

25. Контроль за своевременным и результативным исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Исполнение настоящего Указа рассмотреть в августе 2021 года и январе 2022 года.

            Президент

Республики Узбекистан                Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

25 марта 2021 года.