В XIX – начале XX вв. ювелирное производство было распространено во всех торгово- ремесленных центрах. В крупных аулах работал свой ювелир. Каракалпакские ювелиры использовали для изделий серебро, золото, бронзу, знаковые камни сердолик и бирюзу, а также кораллы, когти и клыки хищных птиц и зверей.Стиль каракалпакского ювелирного искусства отличался монументальностью и симметрией форм, выразительными скругленными контурами. Ювелиры изготовляли главным образом женские украшения, а так же детские амулеты. Для мужчин изготовлялись перстни, нанизки и пряжки для поясов, детали оружия и снаряжения коня. Все ювелирные украшения считались оберегами от порчи и талисманами счастья.
Формы украшений каракалпаков были очень древние и происходили со скифских времен.В них стилизованно изображались культовые символы и тотемы. Многие из этих украшений не встречаются у других народов, например, подвески шар-туйме, аншык, височные ладанки кыран со «сценой нападения орла на архара» и т.д.Для девушек изготовляли крупные нагрудные подвески: жумалак-туйме (полые яйцевидные украшения с пояском узора «змеиный след»); бака-туйме (стилизованные фигурки лягушек); шар-туйме (в форме креста, символа Солнца и Огня). Поясное «звенящее» девичье украшение онгирмоншак был наделен способностью отгонять злых духов. Его форма напоминала купол, а в круглом основании проходил ряд цепочек с ромбами и звенящими шариками гоза (орех).
Самобытны были девичьи височные серьги силсинели-сырга, соединенные проходящей под подбородком цепочкой с ромбовидными подвесками. Эта цепочка снималась при свадебном ритуале одевания невесты, и впредь серьги назывались сояу-сырга (стебель без листьев).На массивных нагрудных украшениях хайкель были роговидные навершия, связанные с изображением быка (рога, закрученные вверх) и барана (рога, закрученные вниз). Название хайкель (идол, памятник) восходило к культу предков и тотемизму. Рога сильного быка и плодовитого барана наделялись свойствами оберега и были символами «лунного быка» и «солнечного барана». Другие разновидности украшения имели изображения крепостной стены (символ убежища), цветущего куста трилистника (символ Умай, покровительницы рожениц и детей). В центре украшения был амулет — полый футляр, в котором издревле хранили иглу — средство от злых сил, а после принятия ислама — написанную на бумаге молитву. Хайкель считался главным украшением в приданом невесты. Она носила его как оберег весь детородный возраст.
Символикой древней богини плодородия обладало бронзовое украшение аншык (матушка). Его дарили невесте на свадьбу как оберег женщины, готовящейся стать матерью. Украшение схематично изображало женскую фигурку и её чрево. На аншык изображались древние тотемы — противостоящие фигурки птиц или баранов, волчьи головы, что «обеспечивало» охрану детородных сил женщины — днем и ночью. В этом украшении сохранилась древнейшая идея взаимовлияния двух миров — мира людей и мира духов.
В старину замужние каракалпачки носили золотое (серебряное) носовое кольцо, аребек. Подобные носовые серьги встречались у туркменов, узбеков-кипчаков, арабов и др.
Среди наручных браслетов каракалпачек выделялись: тяжелые литые куйма-билезик с рельефным орнаментом; массивные хасыл-таслы-билезик из двух-трех рядов сердоликов и узоров «змеиный след». Концы браслетов напоминали лапы или зубы хищных животных.