Некоторые вопросы
повышения эффективности системы государственной власти на местах в условиях
конституционных реформ, реализуемых в Республике Узбекистан
В целях достижения эффективности масштабных реформ, проводимых на
современном этапе развития страны, был принят ряд документов по созданию
совершенно новой, эффективной и качественной системы государственного
управления, по организации гармоничной деятельности органов государственного
управления и местных исполнительных органов. Можно сказать, что эти документы
по своей сути открыли новую страницу в строительстве государства и общества
Узбекистана. В частности, «Стратегия развития нового Узбекистана на 2022–2026
годы» предусматривает реализацию реформ, исходя из следующих целей:
- приведение институциональных основ деятельности органов
государственной власти на местах в соответствие с современными требованиями;
- трансформация деятельности органов государственного управления на
основе принципа «ориентации на служение гражданам»;
- внедрение компактной, профессиональной, справедливой и служащей
достижению высокой результативности системы государственного управления;
- сокращение административного аппарата в системе государственного
управления и оптимизация рабочих процессов.
В этом смысле внедрение новых технологий и методов в сферу
государственного управления является одной из важнейших задач административной
реформы, реализуемой в настоящее время в Республике Узбекистан. В этой связи,
как справедливо заметил Президент Шавкат Мирзиёев, «найдут ли наши реформы свое отражение в повседневной жизни народа,
достигнем ли мы намеченных целей – это во многом зависит от эффективности
системы государственного управления».
Следует отметить, что общее государственное управление основано на
распространении воли государства сверху вниз. В основном это находит отражение
в отношениях между республиканской государственной властью и местной
государственной властью. Поэтому такие вопросы детально регулируются в
действующем законодательстве Республики Узбекистан. В частности, в соответствии
с Конституцией Республики Узбекистан представительными органами власти в
областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются
Кенгаши народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из
интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции
(статья 99). Решения вышестоящих органов, принятые в пределах предоставленной
им компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами. Местные
органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента
Республики Узбекистан, решения вышестоящих органов государственной власти,
участвуют в обсуждении вопросов республиканского и местного значений (статья
101).
Также согласно Закону Республики Узбекистан «О государственной власти
на местах» Представительными органами власти в областях, районах и городах
(кроме городов районного подчинения) являются Советы народных депутатов. Хаким
области, района, города является высшим должностным лицом области, района,
города и одновременно возглавляет представительную и исполнительную власть на
соответствующей территории. Хаким области, г. Ташкента подотчетен Президенту
Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хаким
района, города подотчетен вышестоящему хакиму и соответствующему Кенгашу
народных депутатов (статья 1).
Следует отметить, что анализ имеющихся данных свидетельствует о
необходимости дальнейшего повышения эффективности системы местного
самоуправления. Потому что институциональные основы органов власти на местах не
позволяют в полной мере реализовать проводимые реформы. К примеру, руководство
хакимом как местными советами, так и местными органами исполнительной власти не
только негативно сказывается на эффективном исполнении обязанностей хакимов и
местных советов, но и не в полной мере соответствует демократическим принципам,
касающимся взаимной сдержанности и баланса интересов. В этом смысле Президент
Ш.Мирзиёев в своем докладе на встрече с членами Конституционной комиссии 20
июня 2022 года заявил, что «важным
вопросом в реформировании системы государственной власти и управления является
разделение полномочий хакимов и Кенгашей на местах» и объявил о начале
серьезных изменений в деятельности органов государственной власти на местах.
В тоже время следует отметить, что раздельная организация и управление
местным исполнительным и представительным органом встречаются и в практике
зарубежных стран.. Например, во Французской Республике каждой территориальной
единицей управляет избираемый Совет (избираемый прямым голосованием с 1986
года), который отвечает за экономические, социальные, культурные и
экологические вопросы и контролирует местные расходы. Местную исполнительную
власть возглавляет префект, высшее исполнительное должностное лицо, назначаемое
и освобождаемое от должности Президентом.
В целом, по результатам анализа, можно сказать, что целесообразно
пересмотреть институциональные основы деятельности государственной власти на
местах в нашей стране с учетом требований сегодняшнего дня. На наш взгляд,
дальнейшее сохранение подобных ситуаций может привести к тому, что
социально-экономические проблемы в регионах останутся нерешенными во времени, в
результате чего происходит рост социальной напряженности.
Следовательно, исходя из целей, поставленных в стратегии развития
нового Узбекистана, и результатов проведенного анализа, в целях
совершенствования институциональных основ системы государственной власти на
местах исходя из требований сегодняшнего дня, предусматривается исключить из действующей Конституции
Республики Узбекистан положение о том, что хакимы одновременно возглавляют
кенгаши народных депутатов. Это, в свою очередь, способствует полному
обеспечению принципа взаимного сдерживания власти и обеспечения баланса
интересов на местном уровне.
Начальник Юридической службы
Совета Министров Республики Каракалпакстан, доктор
философии по юридическим наукам, политолог Иматов Азат Маратович.