21.12.2024, Суббота

Некоторые вопросы повышения эффективности системы государственной власти на местах в условиях конституционных реформ, реализуемых в Республике Узбекистан

Некоторые вопросы повышения эффективности системы государственной власти на местах в условиях конституционных реформ, реализуемых в Республике Узбекистан

 

В целях достижения эффективности масштабных реформ, проводимых на современном этапе развития страны, был принят ряд документов по созданию совершенно новой, эффективной и качественной системы государственного управления, по организации гармоничной деятельности органов государственного управления и местных исполнительных органов. Можно сказать, что эти документы по своей сути открыли новую страницу в строительстве государства и общества Узбекистана. В частности, «Стратегия развития нового Узбекистана на 2022–2026 годы» предусматривает реализацию реформ, исходя из следующих целей:

- приведение институциональных основ деятельности органов государственной власти на местах в соответствие с современными требованиями;

- трансформация деятельности органов государственного управления на основе принципа «ориентации на служение гражданам»;

- внедрение компактной, профессиональной, справедливой и служащей достижению высокой результативности системы государственного управления;

- сокращение административного аппарата в системе государственного управления и оптимизация рабочих процессов.

В этом смысле внедрение новых технологий и методов в сферу государственного управления является одной из важнейших задач административной реформы, реализуемой в настоящее время в Республике Узбекистан. В этой связи, как справедливо заметил Президент Шавкат Мирзиёев, «найдут ли наши реформы свое отражение в повседневной жизни народа, достигнем ли мы намеченных целей – это во многом зависит от эффективности системы государственного управления».

Следует отметить, что общее государственное управление основано на распространении воли государства сверху вниз. В основном это находит отражение в отношениях между республиканской государственной властью и местной государственной властью. Поэтому такие вопросы детально регулируются в действующем законодательстве Республики Узбекистан. В частности, в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Кенгаши народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции (статья 99). Решения вышестоящих органов, принятые в пределах предоставленной им компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами. Местные органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента Республики Узбекистан, решения вышестоящих органов государственной власти, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и местного значений (статья 101).

Также согласно Закону Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Советы народных депутатов. Хаким области, района, города является высшим должностным лицом области, района, города и одновременно возглавляет представительную и исполнительную власть на соответствующей территории. Хаким области, г. Ташкента подотчетен Президенту Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хаким района, города подотчетен вышестоящему хакиму и соответствующему Кенгашу народных депутатов (статья 1).

Следует отметить, что анализ имеющихся данных свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения эффективности системы местного самоуправления. Потому что институциональные основы органов власти на местах не позволяют в полной мере реализовать проводимые реформы. К примеру, руководство хакимом как местными советами, так и местными органами исполнительной власти не только негативно сказывается на эффективном исполнении обязанностей хакимов и местных советов, но и не в полной мере соответствует демократическим принципам, касающимся взаимной сдержанности и баланса интересов. В этом смысле Президент Ш.Мирзиёев в своем докладе на встрече с членами Конституционной комиссии 20 июня 2022 года заявил, что «важным вопросом в реформировании системы государственной власти и управления является разделение полномочий хакимов и Кенгашей на местах» и объявил о начале серьезных изменений в деятельности органов государственной власти на местах.

В тоже время следует отметить, что раздельная организация и управление местным исполнительным и представительным органом встречаются и в практике зарубежных стран.. Например, во Французской Республике каждой территориальной единицей управляет избираемый Совет (избираемый прямым голосованием с 1986 года), который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Местную исполнительную власть возглавляет префект, высшее исполнительное должностное лицо, назначаемое и освобождаемое от должности Президентом.

В целом, по результатам анализа, можно сказать, что целесообразно пересмотреть институциональные основы деятельности государственной власти на местах в нашей стране с учетом требований сегодняшнего дня. На наш взгляд, дальнейшее сохранение подобных ситуаций может привести к тому, что социально-экономические проблемы в регионах останутся нерешенными во времени, в результате чего происходит рост социальной напряженности.

Следовательно, исходя из целей, поставленных в стратегии развития нового Узбекистана, и результатов проведенного анализа, в целях совершенствования институциональных основ системы государственной власти на местах исходя из требований сегодняшнего дня, предусматривается исключить из действующей Конституции Республики Узбекистан положение о том, что хакимы одновременно возглавляют кенгаши народных депутатов. Это, в свою очередь, способствует полному обеспечению принципа взаимного сдерживания власти и обеспечения баланса интересов на местном уровне.

 

Начальник Юридической службы Совета Министров Республики Каракалпакстан, доктор философии по юридическим наукам, политолог Иматов Азат Маратович.