22.12.2024, Воскресенье

НОВАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ НУКУССКОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ

С начала нового года к  своим обязанностям приступил новый директор Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им.И.В.Савицкого Тигран Константинович Мкртычев, который был принят на должность  по результатам международного конкурса, организованного Фондом развития культуры и искусства  при Министерстве культуры Республики Узбекистан.

Данный конкурс был проведен  в рамках мероприятий  по реновации музеев согласно Постановлению Президента страны "О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан" от 28 августа 2018 года. Накануне вступления в должность между министром культуры Каракалпакстана Калбаем Турдыевым и Тиграном Мкртычевым был подписан  трудовой договор.

Тигран Мкртычев выпускник кафедры археологии Средней Азии Ташкентского государственного университета.  Он участвовал в экспедициях в статусе аспиранта на городище Орлат в Самаркандской области под руководством Г.А. Пугаченковой. Во время работы в Государственном музее Востока руководил Среднеазиатской археологической экспедицией, которые вела раскопки на городищах Дурмонтепе (Самаркадская область), Варахша (Бухарская область), Отрядом Государственного музея Востока в Тохаристанской археологической экспедиции под руководством Э.В. Ртвеладзе  на городище Кампыртепе, а также был главой археологической миссии в других международных проектах.

 Тигран Мкртычев имеет ученую степень  кандидата искусствоведения (1985, диссертация "Космология древних и ее отражение в искусстве Средней Азии 5-10 веков") и  доктора искусствоведения (2003, диссертация "Буддийское искусство Средней Азии I-X вв.").

За плечами Тиграна Мкртычева организация более 20 выставочных проектов, многочисленные стажировки.  По сообщениям   СМИ, в роли директора Тигран Мкртычев  планирует инициировать Международный совет по изучению коллекции Музея им.И.В.Савицкого, а также в его задачи войдет создание международного попечительского совета музея, в который будут привлекаться деятели искусств, политики и представители сферы бизнеса. Основными приоритетами в работе музея станут создание календаря международных выставочных проектов, модернизация выставочных площадей музея, повышение профессионального уровня персонала, внедрение передовых музейных технологий, создание инклюзивной среды, развитие международного партнерства, создание целевого капитала музея и фандрайзинговых программ.

На некоторые вопросы Тигран Константинович ответил  корреспонденту нашей газеты.

— Первый вопрос, который интересует многих наших читателей,  чем привлекла вас возможность работать в нукусском музее?

— Для меня — это возможность показать свои профессиональные качества. Я чувствую в себе определенный потенциал. Он может быть востребован в Каракалпакстане. И это совпадает с тем, что музей  является очень важным активом и для Узбекистана, и для региона. Я здесь для того, чтобы задействовать этот актив. У меня большой опыт музейной работы и хорошие связи в музейном мире, в своей работе в нукусском музее буду использовать  эти знакомства для продвижения коллекций музея.

— Музей Савицкого славится не только русским авангардом, но и туркестанским авангардом, коллекциями народно-прикладного искусства каракалпаков и искусством Древнего Хорезма. На какие из этих коллекций, в первую очередь, хотите обратить внимание?

— Меня привлекает народно-прикладное искусство каракалпаков своей самобытностью. Что касается нукусской коллекции, то видно, с какой любовью собиралась она И.В.Савицким, она представляет интерес для широкого круга зрителей. Я сам не знаток народно-прикладного искусства каракалпаков, но я хорошо знаю людей, которые занимаются этой темой. Я читал диссертацию Ирины Богословской из Ташкента,  которая  была посвящена каракалпакским кызыл киймешекам. Надеюсь, что удастся привлечь ее к сотрудничеству.

В Музее Востока, где я долгие годы работал, есть также экспонаты каракалпакского искусства, к примеру, замечательное саукеле. Как известно, их сохранилось не так много по всему миру. Саукеле нукусского музея весьма интересно, впрочем, как и вся коллекция, которую будем изучать и популяризировать. Еще раз хочу подчеркнуть самобытность  народно-прикладного искусства каракалпаков.

— А как относительно коллекции искусства Древнего Хорезма? Вы ведь археолог, участвовали и возглавляли многочисленные экспедиции, в том числе и в Узбекистане. Однако, Ваша работа в области археологии была связана с Южным Узбекистаном, а, как известно, археологи в Узбекистане делились всегда на два лагеря — Южный Узбекистан и Хорезм — и каждый занимался только своими темами? 

— Сам заниматься археологическими изысканиями на памятниках Древнего Хорезма я не собираюсь, ведь у вас в республике есть свои археологи. Если будут организовываться музейные экспедиции, местные специалисты будут привлечены к работе. А что касается вопроса популяризации коллекции, то это отдельная тема. За последние годы много открытий совершено на памятниках Хорезма. Чтобы популяризировать не только музейные артефакты, но  найденные в последние годы, я  буду сотрудничать с узбекскими научно-исследовательскими институтами, надеюсь на плодотворную совместную работу.

— Относительно выставочной работы. Какие международные выставки Вы планируете организовать?

— Если говорить о международных выставках, то планы  свои пока не хочу озвучивать. Я только приступаю к работе. Одно могу сказать точно, что первая выставка намечена в Государственной Третьяковской галерее. А перед этим предстоит много сделать и о своей работе будем рассказывать.

— Вы говорили, что встречались с Игорем Витальевичем. А Вы можете рассказать об этой встрече?

— Еще во время учебы в университете я стал помощником известного историка искусства Лазаря Израилевича Ремпеля. Вместе с Галиной Анатольевной Пугаченковой они первыми написали историю искусств Узбекистана. Он был не только большим ученым, но и замечательным человеком, который помогал мне и в моем научном становлении, и в обычных житейских делах. Очень часто он приглашал меня к себе домой на чай или обед, что в условиях студенческой жизни всегда было актуально. До сих пор очень жалею, что не догадывался записывать его беседы со мной.  Так вот, в очередной раз, когда он пригласил меня к себе на чай, я увидел за столом странного человека, на котором костюм висел как на вешалке, и у которого был очень высокий голос. Мы пили вместе чай и они обсуждали вопросы искусства. Конечно, я ничего не помню из их долгого разговора, в который практически не вмешивался. Когда человек распрощался и ушел, Лазарь Израилевич сказал мне, что это директор одного из лучших музеев страны. Это был Игорь Витальевич Савицкий.

Думаю, что  именно эта встреча акцентировала мое внимание на существовании Нукусского музея. А впервые я попал в Нукус еще при жизни Игоря Витальевича. То есть до 1984 года. Но самого основателя музея не было. Кто-то из сотрудников с воодушевлением показывал нам экспозицию, где картины висели "шпалерно", то есть одна над другой в несколько рядов. Увиденное оказало на меня большое впечатление — столько сокровищ! Позднее, уже в период, когда директором музея была М.М. Бабаназарова я неоднократно посещал музей. Не буду скрывать, мы были и остаемся с ней в дружеских отношениях, и я надеюсь, что она окажет мне всесторонне помощь в развитии музея.

Беседу вела

И.ПЕТРУШИНА.